воскресенье, 24 сентября 2017 г.

Мистический опыт

прекрасная природа
В процессе исследования мистического опыта целесообразнее вначале рассмотреть ненаучный материал, который подается религиозным языком, в связи с чем и считается более субъективным. Такие тексты и в наши дни сохраняют свою информативность, они напрямую отражают реальную действительность, имеющую тесную связь с психологической наукой.
Например, изданный в XIV веке религиозный трактат «Облако незнания» дает описание процедуры, путем совершения которой можно на интуитивном уровне достичь познания Бога. Опыт такого рода именуется мистическим, поскольку принято считать, что его передача не ограничивается лишь языковыми средствами. Углубляясь в процесс чтения, можно понять, что религиозные идиомы данных инструкций охватывают в своей глубине психологические идеи, которые помогают познать и изучить широкий спектр явлений, включающих не только теологические вопросы.

...Забудь обо всех тех созданиях, когда-либо сотворенных Богом, и все поступки их, чтобы желания твои и мысли не были подвластны кому-либо и не тянулись за кем-то, ни в частном, ни в общем... Когда ты делаешь это впервые, то встречаешь одну темноту, и т. к. это является смутным незнанием, то, спасая свое чувство, ты ничего не ведаешь, — в твоей воле осталось одно устремление к Богу... Ты не сможешь всецело постичь его своим рассудком, ощутить его в силу сладкой любви своей привязанности... и если тебе не удастся постичь и почувствовать его присутствия, оно должно всегда быть в той темноте и в том облаке... Подобно острой стреле, которая желает любви, вонзись в это сжатое облако незнания (Knowles, 1961, р. 77). Данный субъективный отчет вызывает множество раздумий: каким образом возникает состояние сознания, в котором нет рациональных мыслей («постижение рассудком»), чувственного («облако незнания», «темнота»), аффективного («сладкая любовь»)? Благодаря чему бесцельная «жажда» и активное «забывание» приводят к подобному состоянию?

Сравнительный анализ этого отрывка с рядом других из традиционной мистической литературы свидетельствует о том, что автор акцентирует внимание на действиях созерцательной медитации и отречения. Данная статья показывает мистический опыт сквозь призму его психологической модели, предполагая, что отречение и медитация представляют собой первичные техники приобретения этого опыта. Если говорить непосредственно о самом процессе, то его можно трактовать не иначе, как процесс деавтоматизации.